Композиторы по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Зарубежные композиторыБах Иоганн Себастьян (1685-1750)
Бах Иоганн Себастьян (1685-1750)
(Johann Sebastian Bach, 1685-1750) родился в небольшом немецком городе Эйзенахе, в Тюрингии. В роду Бахов было много музыкантов. На протяжении 2-х столетий по Тюрингии расселилось такое множество органистов, скрипачей, флейтистов, трубачей, капельмейстеров и композиторов из семейства Бахов, что само имя Бах сделалось синонимом музыканта. Отец Иоганна Себастьяна играл на альте, а старший брат, Иоганн Христоф, который после смерти родителей стал попечителем десятилетнего Иоганна Себастьяна, был органистом и учился у знаменитого Иоганна Пахельбеля. Еще мальчиком в Эйзенахе Иоганн Себастьян пел в хоре. В Ордруфе, где он жил после смерти родителей (1695—1700), он овладел игрой на скрипке, клавесине и в особенности на органе. С 1700 по 1703 годы Иоганн Себастьян обучался в школе при церкви Св. Михаила в Люнебурге. Эти годы оказали большое влияние на него. В Люнебурге имелась обширная музыкальная библиотека, в которой хранилось много рукописных сочинений старинных немецких и итальянских мастеров, в том числе Палестрины, Орландо ди Лассо, Щютца и др. В городе в это время служил при церкви св. Иоанна Георг Бём (1661-1733), органист и композитор, оказавший большое влияние на юного Баха. По окончании школы, в силу материальных причин отказавшись от поступления в университет, Иоганн Себастьян начинает работать в качестве скрипача, органиста, клавесиниста, капельмейстера в различных немецких городах: Веймаре, Арнштадте, Мюльгаузене (до 1708 г.). В 1705 году Бах провел около четырех месяцев в Любеке, учась искусству игры на органе у знаменитого Дитриха Букстехуде (1637-1707). На протяжении этого периода Бах пишет хоральные обработки для органа, кантаты, а приуроченная к муниципальным выборам кантата "Gott ist mein Konig" (BWV 71), оказывается единственной баховской кантатой, изданной при жизни композитора. В Мюльгаузене, в 1707 году, Бах женился на своей кузине, младшей дочери Иоганна Микаэля Баха - органиста в Герене. С 1708 года Бах снова в Веймаре, на светской службе гофорганиста и придворного музыканта герцога веймарского. Десятилетнее пребывание в этом городе было вызвано вовсе не удовлетворенностью положения. Обстановка способствовала глубокому изучению музыки, многогранному проявлению таланта. В это время Бах много сочиняет, главным образом кантаты (из них несколько светских), органные произведения, сюиты и пьесы для скрипки и клавесина. Мастерство Баха-органиста получает к этому времени широкую известность - в 1713 году его приглашают на открытие нового органа в Галле для опробования инструмента, что утверждало его авторитет. В 1717 году Бах был приглашен в Дрезден, для музыкального состязания между ним и известным французским клавесинистом и органистом Луи Маршаном. Но в назначенный день Маршана не оказалось. Послушав, накануне клавирные импровизации Баха, тот предпочел уклониться от состязания и покинул Дрезден. Веймарский период – это расцвет и полная творческая зрелость. В конце 1717 года, Иоганн Себастьян переехал в Кетен, заняв при дворе герцога должность "директора камерной музыки". Герцог, не проявлял особого интереса к музыке. К тому же в Кетене не было приличного органа. Тем временем у Баха уже четверо детей и его постигает утрата: в 1720 году, вернувшись из поездки в Карлсбад, он узнает о смерти жены Марии Барбары, похороненной до его приезда. Иоганн Себастьян ищет новое место службы. Но дух композитора не сломлен – появляются произведения, многие из которых относятся к лучшим баховским творениям. Это знаменитая Пассакалия (c-moll), органные концерты, кантата "Actus Tragicus" и др. В Кетене Бах создал большую часть клавирных произведений. Это 2-х и 3-х-голосные симфонии (инвенции), "6 французских" сюит, 6 "английских" сюит, токатты, "Хроматическую фантазию" (d-moll) и, наконец, работает над I частью "Хорошо темперированного клавира". В Кетене же были написаны скрипичные концерты. В конце 1720 года Бах отправился в Гамбург - там был объявлен конкурс на место органиста при церкви Св. Якоба. Несмотря на бесспорное лидерство среди претендентов, место Баху получить не удалось. Оно досталось некоему Гейтману, заплатившему за право занять место крупную денежную сумму. В 1721 году Бах женился второй раз. Анна Магдалена Вюлкен была моложе его на 16 лет. Это был на редкость гармоничный брак. Семья была для Баха и музыкальной средой. Домашнее музицирование с подрастающими сыновьями Вильгельмом Фридеманом, Филипом Эммануэлем и молодой женой, очень музыкально одаренной, занимало важное место в жизни композитора. В 1721 году по заказу маркграфа Христиана Людвига Бранденбургского Бах пишет шесть концертов, ставших в наше время одним из наиболее популярных его сочинений. В 1722 году, после смерти Иоганна Кунау, Бах выдвигает свою кандидатуру на место кантора церкви Св. Фомы в Лейпциге. Среди тех, кому лейпцигский магистрат предлагал занять это место были более знаменитые в то время Георг Филипп Телеман и Христоф Граупнер. Стечение обстоятельств благоприятствует Баху: Телеман отказался от места, получив более выгодное предложение в Гамбурге, а Граупнера не отпустил с должности придворного капельмейстера ландграф Гессе-Дармштадский. Весной 1723 года Бах был официально утвержден в должности кантора школы при церкви Св. Фомы. Летом того же года он со своей многочисленной семьей переехал в Лейпциг. Начало лейпцигского периода ознаменовалось сочинением "Magnificat" - оратории для солистов, хора и оркестра, и исполнением "Страстей по Иоанну", написанных еще в Кетене. Магистрат поставил целый ряд условий новому кантору, взяв с него в том числе обязательство не выезжать из города без разрешения бургомистра и не занимать никакой должности при университете. Условия работы в школе доставляли Баху немало огорчений. Далеко не все из учащихся были способны к музыке и необходимость воспитывать из них "хористов" для четырех городских церквей часто выводила композитора из себя, что вызывало конфликты со школьной администрацией. Уже в 1730 году Бах пишет в одном писем "что служба сия не так ценна, как мне ее описали" и жалуется на "странное и малопреданное музыке начальство". Поиски нового места службы успеха не принесли, да они уже и не отличались особой настойчивостью, поскольку новый переезд увеличившейся семьи представлялся делом несбыточным. В школе менялись ректоры и отношения Баха со школьным начальством то улучшались, то снова становились напряженными. Надо отметить, что некоторые нарекания в адрес композитора были, видимо, справедливы. Порой он был весьма непоследователен, изменяя свои решения и без объяснений отказываясь выполнять ранее взятые на себя обязательства. Одной из отдушин для Баха была его деятельность в студенческом "Collegium musicum", который был основан Телеманом во время его прибывания в Лейпциге в 1701-1704 годах. С 1729 года Бах руководил этим обществом. Для исполнения в публичных концертах, устраиваемых "Collegium musicum", им был написан целый ряд вокальных и инструментальных произведений. Бах использовал малейшую возможность для поездок в другие города - Гамбург, Дрезден, Берлин, стараясь во время них напоминать о себе высокопоставленным особам. Курфюрсту саксонскому Фридриху-Августу Бах послал в 1733 году две первые части своей большой мессы, рассчитывая получить звание придворного композитора. В 1736 году это звание было ему, наконец, пожаловано. Это несколько улучшило положение Баха в Лейпциге. В 1747 году Бах был приглашен в Потсдам, где при прусском дворе клавесинистом служил его сын Филипп Эмануэль. Игра шестидесятидвухлетнего лейпцигского кантора на органе и клавесине производила на слушателей огромное впечатление. Фридриху II композитором было посвящено "Музыкальное приношение", возникшее как импровизация на тему, предложенную королем. Несмотря на все жизненные невзгоды, творческое наследие лейпцигского периода чрезвычайно обширно и значительно. В Лейпциге была написана вторая часть "Хорошо темперированного клавира", клавирные партиты, итальянский концерт, цикл вариаций, получивших название "гольдберговских", ряд органных сочинений, клавирные концерты, оркестровые сюиты. Но, конечно, центральное место в его творчестве заняли вокально-инструментальные сочинения - кантаты, монументальные "Страсти по Матфею" и Высокая месса (h-moll). Незадолго до смерти Бах закончил "Искусство фуги" - совершеннейший образец мастерства. КРАТКИЙ СПИСОК СОЧИНЕНИЙ И. С. БAXA Нумерация BWV (Bach Werke Verzeichniss) не соответствует хронологической последовательности. Кантаты Всего более 200, в том числе: BWV 4. Christ lag in Todesbanden BWV 6. Bleib bei uns, denn es will Abend werden BWV 11. Lobet Gott in seinen Reichen. - Ascension Oratorio (Оратория Вознесения) BWV 12. Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen BWV 21. Ich hatte viel Bekummernis BWV 29.Wir danken dir, Gott, wir danken dir BWV 41. Jesu, nun sei gepreiset BWV 54. Widerstehe doch der Sunde BWV 56. Ich will den Kreuzstab gerne tragen BWV 57. Selig ist der Mann BWV 67. Halt im Gedachtnis Jesum Christ BWV 71. Gott ist mein Konig BWV 75. Die Elenden sollen essen BWV 80. Ein' feste Burg ist unser Gott BWV 82. Ich habe genug BWV 106. Gottes Zeit ist die allerbeste Zeit. — «Actus tragicus» BWV 131. Aus der Tiefe rufe ich, Herr, zu dir BWV 132. Bereitet die Wege, bereitet die Bahn BWV 133. Ich freue mich in dir BWV 140. Wachet auf, ruft uns die Stimme BWV 182. Himmelskonig, sei willkommen BWV 198. Lass, Furstin, lass noch einen Strahl. — Траурная ода BWV 201. Geschwinde, geschwinde, ihr wirbelnden Winde. — «Состязание между Фебом и Паном» BWV 205. Zerreisset, zersprenget, zertrummert die Gruft. — «Умиротворенный Эол» BWV 208. Was mir behagt, ist nur die muntre Jagd. — «Охотничья кантата» BWV 211. Schweigt stille, plaudert nicht. — «Кофейная кантата» BWV 212. Mer hahn en neue Oberkeet. — «Крестьянская кантата» BWV 213. Lasst uns sorgen, laЯt uns wachen. — «Геркулес на распутье» BWV 214. Tonet, ihr Pauken! Erschallet, Trompeten! BWV 249. Kommt, eilet und laufet. — «Пасхальная оратория» Мотеты BWV 225. Singet dem Herrn ein neues Lied BWV 226. Der Geist hilft unsrer Schwachheit auf BWV 227. Jesu meine Freude BWV 228. Furchte dich nicht, ich bin bei dir BWV 229. Komm, Jesu, komm! BWV 230. Lobet den Herrn, alle Heiden Хоралы BWV 253-438.4-х-голосные хоралы Пассионы и оратории BWV 244.Страсти по Матфею BWV 245.Страсти по Иоанну BWV 247.Страсти по Марку (партитура не сохранилась; музыка частично вошла в кантаты № 54 и 198 и в «Рождественскую ораторию») BWV 11.Оратория Вознесения BWV 248.Рождественская оратория BWV 249.Пасхальная оратория Мессы. Магнификат BWV 232. Mecca h-moll BWV 233-236. Мессы: F-dur, A-dur, g-moll, G-dur («короткие мессы») BWV 238. Магнификат (D-dur) Органная музыка BWV 525-530. Сонаты. BWV 532.Прелюдия и фуга D-dur BWV 534.Прелюдия и фуга f-moll BWV 537.Прелюдия (фантазия) и фуга c-moll BWV 538.Прелюдия (токката) и фуга (дорийская) BWV 539.Прелюдия и фуга d-moll BWV 540.Прелюдия и фуга F-dur BWV 541.Прелюдия и фуга G-dur BWV 542.Прелюдия (фантазия) и фуга g-moll BWV 543.Прелюдия и фуга a-moll BWV 544.Прелюдия и фуга h-moll BWV 545.Прелюдия и фyra C-dur BWV 546.Прелюдия и фуга c-mol BWV 547.Прелюдия и фуга C-dur BWV 548.Прелюдия и фуга e-moll BWV 564.Токката C-dur BWV 565.Токката и фуга d-moll BWV 582.Пассакалья c-moll BWV 583.Трио d-moll BWV 584.Трио g-moll BWV 592-597. Органные обработки скрипичных концертов (concerti grosso) композиторов-современников. BWV 599-644. «Органная книжка» (46 хоральных обработок) BWV 645-650. Шесть хоралов («шюблеровские» хоральные обработки) BWV 651-668. 18 хоралов BWV 552, 669-689, 802-805. «Клавирные упражнения». BWV 552 — прелюдия и фуга Es-dur; BWV 669-689 — хоральные обработки BWV 802-805 — дуэты BWV 769. Канонические вариации на тему рождественской песни «Vom Himmel hoch, da komm ich her» Клавирная музыка BWV 772. Инвенции и синфонии (2-х и 3-х-голосные инвенции) BWV 806-811. Английские сюиты BWV 812-817. Французские сюиты BWV 825-830. «Клавирные упражнения», 6 Партит BWV 846-893. «Хорошо темперированный клавир», части I и II BWV 894. Прелюдия и фуга a-moll BWV 903. Хроматическая фантазия и фуга d-moll BWV 904. Фантазия и фуга a-moll BWV 906. Фантазия и фуга c-moll BWV 924-943. Маленькие прелюдии BWV 963.Соната D-dur BWV 964.Соната d-moll (Клавирная обработка сонаты a-moll для скрипки соло (BWV 1003); принадлежность обработки И. С. Баху оспаривается.) BWV 965.Соната a-moll (Клавирная обработка сонаты № 1 И. А. Райнкена; принадлежность обработки И. С. Баху оспаривается.) BWV 966.Соната С-dur (Клавирная обработка сонаты № 11 И. А. Райнкена; принадлежность обработки И. С. Баху оспаривается.) BWV 831,971. «Клавирные упражнения», часть II. BWV 971 — Итальянский концерт; BWV 831 — Французская увертюра. BWV 938. «Клавирные упражнения», часть IV. Ария с 30-ю вариациями («Гольдберг-вариации») BWV 992. Каприччио на отъезд возлюбленного брата Камерно-инструментальная музыка BWV 1001-1006. Сонаты и партиты для скрипки соло BWV 1007-1012. Сюиты для виолончели соло BWV 1014-1019. Сонаты для скрипки и клавесина BWV 1027-1029. Сонаты для виолы да гамба и клавесина BWV 1030-1032. Сонаты для блокфлейты и клавесина Оркестровые произведения BWV 1041, 1042. Концерты для скрипки с оркестром BWV 1043. Концерт для 2-х скрипок с оркестром BWV 1044. Концерт для блокфлейты, скрипки, клавира и оркестра BWV 1046-1051. Бранденбургские концерты BWV 1052-1058. Концерты для клавира и оркестра BWV 1060-1062. Концерты для 2-х клавиров и оркестра BWV 1063, 1064.Концерты для 3-х клавиров и оркестра BWV 1065.Концерт для 4-х клавиров и оркестра BWV 1066-1069. Оркестровые увертюры (сюиты) «Музыкальное приношение». «Искусство фуги» BWV 1079.«Музыкальное приношение» BWV 1080. «Искусство фуги»  

Жанр Описание
Скачать Менуэт один из основных бальных танцев 17 века. Музыкальный размер 3/4. Менуэт вошел в оперно-балетные спектакли.
Скачать Пьесы это драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки в театре.
Скачать Разное все остальные произведения не вошедшие ни в одну из категорий.
Скачать Скерцо Часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, с остро характерными ритмическими и гармоническими оборотами, в трёхдольном размере.
Скачать Сюиты Циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом.