Композиторы по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Российские КомпозиторыСтравинский Игорь Федорович(1882-1971)
Стравинский Игорь Федорович(1882-1971)
Стравинский Игорь Федорович (1882-1971) Русский композитор, дирижер. Родился 5 (17) июня 1882 в Ораниенбауме близ Санкт-Петербурга. Вырос в музыкальной семье – отец его был оперным певцом. Пробовал сочинять музыку, не имея специального образования, и лишь в двадцатилетнем возрасте начал брать уроки композиции у Римского-Корсакова. В 1905 опубликовал симфонию, написанную в академическом стиле. Под влиянием Римского-Корсакова обратился к русскому музыкальному фольклору. Его первое крупное произведение, пронизанное национальными мотивами, появилось после встречи с Сергеем Дягилевым – прославленным балетным импресарио, готовившим ряд спектаклей русского балета в Париже. По его заказу Стравинский написал одну из самых блестящих своих партитур – балет по русской сказке "Жар-птица" (1910). В следующем году был завершен еще один балет – "Петрушка", где в живых и достоверных образах воссозданы картины русской масленицы. Музыкальный язык "Жар-птицы" и "Петрушки" еще сохраняет связь с прежней традицией, но уже в третьем балете – "Весна священная" (1913), действие которого происходит в древней языческой Руси, Стравинский порывает с музыкальной традицией, свободно используя неразрешенные диссонансы и постоянно меняющиеся ритмы невероятной сложности. Премьера "Весны священной", поставленной «Русским балетом» Дягилева в Париже 29 мая 1913, сопровождалась бурным выражением негодования со стороны части публики. С тех пор имя Стравинского стало символом ультрасовременных тенденций в музыке. Перед началом Первой мировой войны композитор покинул Россию. До 1939 жил во Франции, затем поселился в США. Добровольное изгнание стало причиной постепенного исчезновения из музыки Стравинского элементов русского фольклора. Русские темы еще присутствуют в партитуре "Истории солдата" (L'Histoire du soldat) для семи инструментов, созданной в годы Первой мировой войны, а также в кантате "Свадебка" (Les Noces, 1920) – стилизации деревенского свадебного гулянья – для солистов, 4 роялей и 17 ударных. Но в более поздних сочинениях уже прослеживается поворот к классицизму и религиозной тематике. Сюда относятся Концерт для фортепиано с оркестром (1924), балет "Аполлон Мусагет" (Apollon Musagete, 1927) и в особенности кантата "Симфония псалмов" (A Symphony of Psalms, 1930). В этот же период композитор создает балеты "Пульчинелла" (Pulcinella, 1920, на темы Перголези) и "Поцелуй феи" (Le Baiser de la fee, 1928, на темы Чайковского). Его Симфония в трех частях (Symphony in Three Movements, 1945) – синтез неоклассицистской манеры и революционного стиля "Весны священной". Наиболее полно художественный аскетизм Стравинского проявился в "Царе Эдипе" (Oedipus Rex, 1927), опере-оратории на латинский текст; скупыми техническими средствами композитор достигает необычайного драматизма. В 1951 Стравинский написал оперу "Похождения повесы" (The Rake's Progress, по серии нравоучительных гравюр Уильяма Хогарта) – сочинение, которое знаменует еще одну стилистическую линию его творчества: элементы комедии, моралите и мелодрамы сливаются в шутливо-назидательное целое. Возможно, наиболее примечательным этапом творческой эволюции Стравинского (уже перешагнувшего 70-летний рубеж) стало освоение им 12-тоновой (додекафонной) системы композиции, которую использовали Арнольд Шёнберг и Антон Веберн. В этом стиле созданы балет "Агон" (Agon, 1957) для 12 танцовщиков и духовная кантата на библейский текст "Плач пророка Иеремии" (Threni, 1958) для солистов, хора и оркестра. Неповторимая манера Стравинского отчетливо проявилась в ритмике, полифонии и тембровой палитре этих додекафонных сочинений. Умер Стравинский в Нью-Йорке 6 апреля 1971. Его влияние на музыку 20 в. огромно. Такие шедевры, как "Весна священная", вошли в основной репертуар оркестров многих стран мира. 

Жанр Описание